04:46 

Желтый барсук
Пусть маска и краснеет.
Тут мои размышления по мотивам венгерской версии "Romeo es Julia". Много ОБВМа и спойлеров, если это понятие вообще может быть применимо к Ромео и Джульетте.

Они такие живые и сияющие, обычные подростки, трое друзей. Меркуцио, Бенволио и Ромео. Они вместе и это очень четко видно. Все трое. Ромео не в стороне, точнее ровно настолько же в стороне, как и остальные двое. Слишком романтичный Ромео, Меркуцио, которому не должны были сдаться терки домов, и Бенволио - очень одинокий, нашедший в друзьях семью. Они разные, но их объединяет что-то.
Но есть еще кое что, что кажется мне очень видимым тут(еще в фильме 68 года, но это уже оффтоп). Особенно теплые отношения Ромео и Меркуцио. Нет, я не слэшер в этом вопросе. То есть тут как...я обычно по привычке называю такого рода отношения чудесным вулканским словом t'hy'la. Когда не важно кто ты этому человеку, но есть что-то очень сильное между вами. Тут можно отметить один забавный нюанс - тосковать по любви и бояться Ромео начинает тогда, когда Меркуцио нет рядом. Первая его ария - разговор с Бенволио - там четко видно понимание, дружба, пусть и подростковая очень. Но он мечтает о любви, ему не хватает чувств. Следующая-уже четче бросается в глаза. "Ты можешь быть королем!" - воплощение общения этой троицы. Есть они и есть остальной мир. И Ромео, даже отойдя в сторону, стоит и улыбаясь смотрит на своих друзей. А потом Меркуцио прощается с ним и уходит. И Ромео становитс страшно. Его переполняют дурные предчувствия, ему больно. Кажется, что это именно потому что ушел тот, кто освещал все вокруг.
Бал, на котором Меркуцио явно присматривает за Ромео. Полагаю, за
Бенволио тоже, но тот кажется ему более приспособленным к жизни. И, надо
признать, тут сложно ошибиться - проблемы находит именно Ромео.
Джульетта. Милая, живая, сияющая Джульетта. И Ромео не может не влюбиться. Господи, они же подростки, юные совсем. Первая любовь и все дела. Родись они в наше время, они бы сидели ночами в скайпе, а днем ходили по кафешкам, целовались в парках и дарили друг другу плюшевых мишек. А друзья подкалывали бы Ромео, но на самом деле поддерживали бы и радовались что тот счастлив наконец. Ведь их любовь не влекла бы за собой страх, ужас и отчаяние.
Сначала они не понимают что происходит. Ромео слишком счастлив, но, судя по всему, любовное счастье для него не в первый раз. И друзья смеются вместе с ним после бала. Меркуцио пытается его расшевелить и вместе с тем слегка вернуть на землю. У Меркуцио вообще очень четкие ощущения. Жопой чует грядущий пиздец так то. Но куда там. И Ромео счастлив в этот момент. У него все есть. И любовь, и друзья. Он верит, что вот теперь-то все будет хорошо.Верит что друзья поймут и примут. Верит что любовь будет счастливой. Что наступит мир. Счастье слишком застит глаза.
Встреча с кормилицей - тут еще больше видно, что Ромео не в сторонке стоял. Т есть подкалывая кормилицу, друзья стебутся и над Ромео, но не думаю, что они сильно грешат против истины. Но почему-то создается ощущение, что говоря это вслух, Меркуцио пытается убедить себя в том, что это действительно так и есть, что ничего не изменилось. Просто что-то заставляет параноить - не то что-то в поведении Ромео после бала насторожило, не то факт что его ищет кормилица из вражеской семьи. Надо отметить, насколько по-разному реагируют Меркуцио и Бенволио. Бенволио до последнего как будто не понимает, что происходит, он не меняется. А потом резко перестает шутить, потому что серьезным ему быть проще. А Меркуцио...Меркуцио становится каким-то болезненно веселым. Его шутки все чаще и все грубее. Они становятся такими, что начинают бесить даже Ромео, что очень видно во время разговора с кормилицей как раз.
А дальше все катится по наклонной. Ромео счастлив. Он приходит к друзьям, надеясь рассказать свою тайну и поделиться с ними и счастьем своими и страхами. Но они уже знают слишком много. Тут опять же вопрос - у Бенволио я этого не вижу - он выглядит просто обиженным на Ромео. А вот Меркуцио - он все осознает. Наверное, не зря племянник Герцога. И ему до смерти страшно за Ромео. Он боится за него, он злится на него, за то что тот заставляет так за него бояться. И злится на себя за то, что не способен ничего сделать. И он делает единственное, что умеет. Его слова становятся колючими и едкими. И через этот насмешливый тон то и дело прорывается страх за друга. "Ты ходишь по льду! Ты не замечаешь опасности! Остановись!"
Самое забавное, что поют это хором Бенволио и Меркуцио. Но из-за действий, мимики, жестов - выглядит совершенно по-разному. Эта ария, я уже говорил, кажется, напоминает мне арию Иуды "Heaven on their minds". То же самое сочетание насмешки, основанной на безумном страхе за кого-то.
Примерно в этот момент еще был какой-то шанс, что он отступит. Возможно, он бы и отступил, если б не был уже женат. А может, наоборот, именно то, что друзья отвернулись и заставило его окончательно убедиться...Не знаю.
А дальше - дуэль. Точнее то, что могло и не вырасти в дуэль при иных обстоятельствах. Но выросло. Тибальт, слишком накрученный, пришедший убить того, кто обесчестил его прекрасную Джульетту. А Меркуцио он просто на взводе. Слишком тихий день, ссора с Ромео - надо выпустить пар. И они осыпают друг друга оскорблениями, пока не появляется Ромео. Похоже, принятие решения хорошо на нем отразилось. Здесь он сияет, в нем видна сила и уверенность. Он реально заставляет всех остановиться. Только вот сил его не хватает чтобы сдержать всех - это как входить в клетку с дикими зверями - даже если видят силу - хоть один да прыгнет. И прыгает Тибальт. Бросается на Ромео, попытавшегос встать между спорщиками. Именно при виде Ромео так близко, Тибальт, уже пришедший в себя от шока, обнажает свой кинжал. И бросается. И Меркуцио не остается ничего кроме как попытаться оттолкнуть Ромео - большего сделать он просто не успевает. И это ему удается. Только вот цена высока и он это чувствует в первую же секунду.
Он выдыхает проклятье. А потом упрек Ромео :"Зачем встал между нами?" Только здесь это не упрек в том, что случайно стал живым щитом Тибальта. Тут скорее просто "Ну зачем ты так подставился, что единственное, что я смог сделать - пожертвовать собой?". Ему больше не надо ничего играть, но он все равно играет. Старается остаться тем же шутом до последней секунды. Но он не может. Слишком многое ему надо сказать Ромео. Слишком мало времени на это. Он благословляет его любовь, одной короткой фразой, которая и дает понять что он-то в прошлом споре именно боялся за Ромео, а не имел что-то против его счастья. А потом короткое мгновение полной искренности. "Что будет с тобой, когда я уйду? Я умираю чтобы ты жил, но ты возможно последуешь за мной...Не бойся, я дождусь тебя..." И его последние слова. "Ромео, я боюсь за тебя." Он не видит никого кроме Ромео. Тут очень жаль Бенволио. Примерно как Маккоя в сцене прощания со Споком, да. Когда кто-то тебе близкий друг, один из двоих самых близких людей, но ты даже попрощаться с ним не можешь потому что он просто не помнит о твоем существовании. Он в принципе смотрит на одного человека, только его присутствие важно. Все остальные - только фон. И Бенволио заставляет себя встать на ноги и отойти, не мешать.
А Ромео ничего не осознает уже. Он убивает Тибальта, он, который всего пару минут назад пытался убедить его не враждовать. Причем забивает его мгновенно, несколькими ударами, словно не зная, сколько нужно нанести чтоб наверняка, а потом отшвыривает его, даже не смотря и бросается снова к Меркуцио. Для него весь смысл сводится к тому, чтобы сидеть рядом и касаться его, как будто это может хоть немного приблизить его. Он вообще не думает о своей судьбе. И о Джульетте не думает. Тут фраза Лоренцо "может хоть она утешит тебя" кажется логичной. Разве что утешит.
А последний самый трагичный момент - когда Бенволио едет сообщить о смерти Джульетты. Это невозможно больно. Знать, что ты сейчас своими словами убьешь последнего из дорогих тебе людей и все равно ехать, потому что знаешь, что твой долг сказать ему.
Мне кажется, когда он узнал правду, он не простил себе того, что сказал это Ромео. Что винил себя в его смерти до конца жизни.
А Ромео просто не оставалось ничего кроме смерти. Слишком дорого пришлось ему расплатиться за эту любовь. Слишком многое он потерял за эти дни. Один оставшийся друг просто не мог его удержать.
Как-то так все.

@темы: Romeo es Julia, Мысли о

URL
   

Барсучья нора

главная